Основы написания стихов
|
|
Декадент, майндер | Дата: Пн, 23.01.2012, 12:06 | Сообщение # 1 |
| В связи с тем, что вопросы по критике продолжают возникать, а отсылать человека к определённому посту в теме "Поэзия" крайне неудобно, создаю свою персональную тему по основам русского стихосложения. Тема создана по двум просьбам, полученным посредством ЛС - и в дальнейшем будет переработана в отдельную статью. Если Вам не понятен какой-либо пункт, просьба отписаться здесь и он будет изложен автором более доступно. Также если Вы считаете, что Ваше произведение необоснованно подпало под критику, обсуждать это будем здесь.
Итак, данная тема затрагивает исключительно русскую систему стихосложения, не затрагивая баллады, верлибры, гекзаметры, хайку и прочие этнические стихотворные системы.
Введение
Бытует распространённое заблуждение, что русское стихосложение зародилось в тот момент, с коего его начинает описывать школьная программа - то есть с гениального Грибоедовского "Горе От Ума". Но на самом деле это не так, как и любая современная стихотворная система, русское стихосложение основывается на фольклоре, в нашем случае - былины, басни, частушки. После Петровских реформ на западный манер стали появляться другие стихотворные жанры - поэмы (англ. - poem - стих) и оды, которые пришли в "благородную" культуру, а государи российские стали платить авторам за их сочинения. В итоге писать (или пытаться это делать) начали многие, но, как водится, не у всех это получалось.
Уже при Елизавете II Тредиаковский начал систематизировать русское стихосложение, на основе которого уже Ломоносов выделил несколько "штилей" (стилей). Дело было в том, что вроде вот два произведения: оба - стихотворные, но одно читается складно и размеренно, а другое - коряво и со спотыканием на каждом втором слове.
Ну например с чередованием ударений:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут;
В. Ломоносов
Или пример без чередования:
Без любви и без страсти Все дни суть неприятны: Вздыхать надо, чтоб сласти Любовны были знатны.
Тредиаковский.
Именно Ломоносов утверждал и доказывал, что для русского языка не подходит принятая в мире силлабическая система стихосложения (когда лишь бы слогов в стихе было поровну) , позаимствованная тогда нами из Польши. Русский язык, говорил он, требует не только рифмы, но и равномерного чередования ударений.
Собственно, он и составил на основе имевшихся тогда стихов "Письмо о правилах российского стихотворства". Его работы стали образцовыми, и, по сути, с них началось именно РУССКОЕ стихосложение, тот самый "высокий штиль", в котором требовалось не только равномерное чередование количества слогов в строках, но и равномерная постановка ударений а так же рифмовка окончаний строк как минимум попарно.
Ломоносов выделил семь основных размеров, которые разделил на два вида - трёхсложные и двухсложные. Соответственно, слова из четырёх слогов для русского стихосложения им не рекомендовались.
Но позднее Гаврила Державин (впоследствии ставший чуть ли не любимейшим поэтом Екатерины Великой - он заметил, что в словах из трёх (в этом случае только в тогда, если ударение падает не на второй, а на первый или третий слог) и из четырёх слогов возникает как бы два ударения - одно чёткое, настоящее, другое интонационное, обусловленное особенностями русской речи (спондей).
Чтобы Вы, читатель сей статьи, поняли, о чём речь, рассмотрим этот момент подробнее.
Например прочтите вслух чуть нараспев такие слова, как "естественно". Чувствуте? "естЕст -веннА". Или, скажем, "благодаря": БлагО-дарЯ. Другой случай "погремушка": пАгре-мУшка.
Помимо этого Денис Фонвизин отметил, что односложные слова мы зачастую как бы проглатываем при произношении, а чётырёхсложные наоброт, как бы дробим на два слова. Например "нам кажется". Получается нечто вроде: нам кА-жетсЯ. Или "и спасибо" - ударение в слове на второй слог и мы, сами того не замечая, усиливаем слово "и": И-спа - Си-бо
Таким образом, сочетание односложного и трёхсложного слов дают нам две стопы двусложного размера, ямба (пример "нам кажется") или хорея (пример "и спасибо"). Державин своей одой "Фелица" как бы "узаконил" использование 3-х и 4-х сложных слов в стихах, которые, по Ломоносову, звучали бы складно только в случае, если б содержали сплошь одно- и двусложные слова:
А я, проспавши до полудни, Курю табак и кофе пью. И, превращая праздник в будни, Кружу в химерах мысль мою. То плен от персов похищаю; То стрелы к туркам обращаю; То, возмечтав, что я султан, Вселенную стращаю взглядом. То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан.
Г. Державин.
Таким образом, сначала появилась поэзия, написанная на голом вдохновении, а только потом - средства для того, чтобы написанное звучало складно и читалось более-менее ровно. Все последующие поэты так или иначе использовали систему Ломоносова для оформления своих стихов.
Её мы и рассмотрим ниже.
Что такое стих
Современная русская концепция стихосложения использует силлабо-тоническую систему, она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов в каждой строчке стиха.
Повторяющаяся последовательность из ударных и безударных слогов называется стопой
Разберём стопы на простом примере - для удобства ударные слоги будем обозначать знаком ^, а безударные - знаком __.
Например: Мой дядя самых честных правил - стих состоит из четырёх стоп по два слога в каждой, ударение падает на каждый чётный слог, то есть: __^ __^ __^ __^
В данном примере чередуется стопа из двух слогов, первый - безударный, второй - ударный.
Другой пример: Буря мглою небо кроет - стих состоит из четырёх стоп по два слога в каждой, ударение падает на нечётные слоги, ударным в данном случае является первый слог, безударным - второй. То есть: ^__ ^__ ^__ ^__
Бывают стопы, состоящие не из двух слогов, а из трёх, из которых два являются безударными, а один - ударным.
Например:
Шаганэ ты моя, Шаганэ... стих состоит из трёх стоп по три слога в каждой, два безударных плюс один ударный __ __ ^ __ __ ^ __ __ ^
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром ... стих состоит из трёх стоп по три слога в каждой, безударный слог - ударный - опять безударный __ ^ __ __ ^ __ __ ^ __
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники ... стих состоит из четырёх стоп по три слога в каждой, ударный - два бузударных, то есть ^ __ __ ^ __ __ ^ __ __ ^ __ __
Повторяющаяся последовательность стоп и называется стихом, если таковой последовательности нет, то это рифмованная проза или речитатив, но никак не стих.
То есть стих может содержать даже одну строку.
Стих может не иметь рифмы (так называемый "белый" стих), но равномерное чередование ударений в нём должно быть обязательно.
Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым, на практике - обычно от двух до шести.
Строфа - это группа стихотворных строк с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах, и при этом объединённых равномерным чередованием стоп либо выдержанная в соответствующем стихотворном размере. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое. Самый простой пример строфы - это двустишие, то есть две строки, срифмованные друг с другом. В современной поэзии более распространено четверостишие, то есть четыре строки, срифмованные как минимум попарно.
Одна строфа обычно объединяет четыре строки, но встречаются и пяти-, шести, семи-, и даже восьмистрочные строфы.
Стихотворением называется произведение, состоящее из одной и более строф, выдержаных в одном стихотворном размере.
Стихотворные размеры на конкретных примерах разберём ниже.
Стихотворные размеры
Определяются стопой, на которой построены. Количество стоп может быть разным, из-за чего и выделяют двух-, трёх-, чётыёх- и.т.д - стопные размеры.
На сегодняшний день основных размеров существует ровно пять и они делятся на два вида.
Двухсложные стихотворные размеры - в них стопа состоит из двух слогов.
ЯМБ - стихотворный размер с сильными местами на четных слогах стиха, ударными являются слоги 2, 4, 6, (и далее, смотря сколько стоп в стихе).
Самый простой и распространённый в русской поэзии. Лично я начинал с него. Схема расстановки ударений выглядит так: __^ __^ __^ __^
Заметим, что ударение в примерах ниже падает на чётные слоги стиха, 2-ой, 4-ый, 6-ой и далее: Примеры:
Ухаживал так мило, был галантен, Стихи писал как истинный поэт. Умен, красив, талантлив - всё так кстати, Казалось, что совсем изъянов нет.
(Юлия Midnight, полная версия)
Теперь я знаю, что такое нетерпение, И смех, и плач, и грусть, и даже крик, И злость, и радость, и безвольное томление... И кажется, что где-то - мой двойник...
(Дмитрий Корсар, полная версия)
Когда внутри сквозь кожу, мышцы, плоть Наружу рвется боль, ломая кости, И где-то в сердце яростно колоть Вот-вот начнёт от ярости, от злости.
(Маргарита Кэм, полная версия)
ХОРЕЙ - стихотворный размер с сильными местами на нечётных слогах, ударными являются 1, 3, 5-й (и далее, если есть) слоги. Схема расстановки ударных-безударных слогов выглядит так: ^__ ^__ ^__ ^__
Обратите внимание не чередование ударений в примерах ниже:
Страх безумно мчит по венам, Без начала и конца. Ты сегодня станешь первым, Гость старинного дворца.
(Lina Mgla, полная версия)
Гриша вновь спросил в балете: "Как тебя зовут?" Я ему в сердцах ответил: "Робин! Робин Гуд!" Он, конечно, не поверил, и, сказав "Дурак!", револьвер в висок прицелил: бах - и я мертвяк! (AntiBiv, полная версия)
Ты играй еще со мной Бей больнее, выпей слезы, Задуши холодной Тьмой, Уничтожь немые грезы.
(Анна Анчуковище, полная версия)
Добавлено (23 Январь 2012, 10:45) --------------------------------------------- Трёхсложные стихотворные размеры - в них стопы состоят из трёх слогов.
ДАКТИЛЬ - стихотворный размер, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы, то есть ударение в нём падает на 1-й, 4-й, 7-й и.тд. слоги ^__ __ ^ __ __ ^ __ __
Опять же обращаем внимание на примеры:
Тихо шумел океан, разбиваясь о скалы, Ветер солёный стонал над волнами седыми. Ночь уходила, да только светлее не стало – Будто затянуто небо не тучей, а дымом.
( Эра, полная версия)
Мечутся тени нейлоновой тонкости, Четкости, звонкости, звучных сплетений, Ртуть заполняет отсутствие совести, Грязь вытекает в отсутствие робости.
(Mackbeth, полная версия)
Стрелки назад, как отсчёт перед взрывом. Время бежит – сколь ещё нам осталось? Кажется, вроде бы – мы ещё живы. Впрочем, нам часто такое казалось.
(Егор Майндер, полная версия)
АМФИБРАХИЙ - стихотворный размер, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге, то есть в нём ударения падает на 2-й, 5-й, 8-й и.т.д. слоги __^__ __^__ __^__
Снова примеры:
Ведь мне не давали, а я так хотела! Рвалась, словно птица. вперед... Теперь понимаю, что дни пролетели Так быстро. Никто их уже не вернет.
(Maska01, полная версия)
Есть люди с особо чувствительной кожей – Их лучше не трогать. Они не похожи На всех остальных. Они носят перчатки, Скрывая на коже следы-отпечатки
(Виталий Fea, полная версия)
Тебе всё равно, что для них ты другая, Что кажешься странной в их блеклых глазах. И ты проскользнёшь сквозь тот шёпот "слепая", Так плавно, как будто песчинки в часах.
(Аггель, полная версия)
АНАПЕСТ - образуется 3-сложными стопами с ударением на последнем слоге стопы, ударными являются 3-й, 6-й, 9-й и.т.д.
слоги чередуются по вот такой схеме:
__ __^ __ __^ __ __^
А звучать это будет так:
Там, в другой стороне, Где не так, как сейчас, Как на илистом дне... Там не знают о нас.
(SpecialK, полная версия)
Долго звёзды с небес сохраняли Двух влюблённых короткий покой. Как же ярко глаза их сияли Под холодной спокойной луной.
(Татьяна stella_diurna, полная версия)
Позови меня в бездну – ходить по ножам, Нюхать розы, увядшие вечность назад. Там, где тропы зыбки, неподвластны следам, Где замёрзшие слёзы созвездий горят.
( Nosferata, полная версия)
примечание: в некоторых примерах присутствуют незначительные правки автора темы для выравнивания сбитых размеров :)
Считается вполне допустимым отклонение на плюс-минус один безударный слог на конце стиха, но только в том случае, если это отклонение является парным и повторяется в том стихе, который рифуется с тем, в котором отклонение было допущено. Например:
В кабаках, в переулках, в извивах, - анапест + 1 слог В электрическом сне наяву - "чистый" анапест Я искал бесконечно красивых - Опять анапест +1 слог И бессертно влюблённых в молву. - снова "чистый" анапест.
А.Блок
Таким образом, один безударный слог можно либо добавить, либо убрать - главное, чтобы это потом в строфе повторилось на рифмованном стихе. Если вы добавляете не слог, а целую стопу, то это уже ритмика - разберём ниже.
Экспериментальные и нарушающие правила размеры:
Главным правилом было и остаётся не полное соблюдение указанных выше размеров, а, напомню, равномерное чередование ударений в стихе. Поэтому авторы, желавшие выйти за привычные рамки, начали экспериментировать с расстановкой стоп по строкам.
Итогом этого стали:
ЛОГАЭД Со второй половины прошлого века в поэзии стали появляться эксперименты с чередованием размеров в одной строфе - это называется логаэд. В такой строфе 1-й и 3-й стих выдержаны в одном размере, а 2-й и 4-й в другом. Такая строфа звучит отрывисто, чётко, словно череда лозунгов. Главным правилом остаётся одинаковое количество слогов в каждом стихе.
например:
Дорога людская – не в скалах отвесных, Не лентой в равнине стелется. От первой ступени над огненной бездной Вздымается в небо лестница.
(Эра, полная версия)
В примере выше стих написан амфибрахием, а выделенные слова - дактилем. Важно, чтобы строки, в которых нарушено чередование слогов, рифмовались меж собой и нарушение было симметричным.
Логаэдами часто пользовался Маяковский:
Вам ли, любящим лишь баб да блюда, Жизнь свою отдавать в угоду? Я лучше в баре бл..дям буду Подавать ананасовую воду!
Это более сложный логаэд, здесь чередуются амфибрахий с хореем с добавлением лишних слогов.
РИТМИКА - тоже эксперимент, но в данном случае сохраняется размер, а меняется количество стоп в стихе, например, четыре стопы в 1-м и 3-м стихе и три стопы во 2-м и 4-м. Пытался создать подобные произведения сам - увы, у меня пока не тот уровень. Как-то попадалось подобное у нашего с вами современника Белянина на сборнике "Пастух Медведей", жаль, не помню названия стихотворения. Такие проивзедения звучат с чёткими смысловыми акцентами в каждой строфе и поэтому ооооччень красиво, разберём подробнее
например:
Карандаши наточила. - трёхстопный дактиль с последней неполной стопой Белой бумаги листок - двухстопный дактиль с лишним слогом Перед собою на стол положила, - четырёхстопный дактиль с неполной стопой Двери закрыв на замок. - двухстопный дактиль с лишним слогом.
(Юлия Midnight, полная версия)
Как видно из примера выше, стих выдержан в дактиле, но количество стоп в строке меняется, при этмом стих читается ровно и гладко с акцентом на третьей строке. Ритмика для этого и нужна - чтобы расставить смысловые акценты.
Другой пример:
Солнце вдаль по небосводу, День ещё один прошёл. Год от года Жду свободы, Жду всем сердцем и душой.
(Егор Майндер, полная версия)
Здесь использован несложный хорей с "делением" третьей строки на две, соответственно, третью и четвёртую.
РИФМА
Рифмой называют не просто одинаковое окончание слов на две-три последние буквы, но и совпадение предшествующих гласных: обе должны иметь одинаковый признак по ударению.
То есть слова "Ёлка-вЕшалка", вИдывал - обвАл" хоть и заканчиаются одинаково на три последние буквы, но признак по ударению делает их всего лишь созвучием, а не рифмой.
Если вместо рифмы применено созвучие, то можно смело говорить о том, что рифмы нет. Хотя рэперы и считают это допустимым Но мы с вами пишем стихотворения, а не речитативы на созвучиях (стихами это не назовёшь ) поэтому привычку использовать созвучия отбрасываем сходу и начинаем писать только рифмами.
Итак, Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.
А не просто три одинаковые буквы в конце слова!!!
Важно совпадение не в начертании, а в произношении - это основное правило, от него и оттталкиваемся.
Рифмы бывают:
Точные - точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, совпадают. Главное правило - полное совпадение ударной гласной и стоящей сразу за ней согласной. Грозы-розы, косы-росы, вязь - грязь, тень-день.
Допускается использование созвучных звонких и глухих пар согласных: Б-П, В-Ф, Д-Т, З-С, Ж-Ш, Г-К, и схожих согласных Л-Р, М-Н, Ч-Щ, а так же сочетаний букв ЧН-ШН, СЧ-Щ, и безударных гласных Е-И, О-А
Примеры по порядку дуб - труп, вред-лет, лез-бес, нож - лжёшь, ног-ток, лён - мнём, конечно - безгрешный, щёлкой - с чёлкой, вывели - выпили, странно - ванна и.т.п.
Важно! Однокоренные слова рифмой не являются! Например: "шёл - пришёл - ушёл", "свет - рассвет - просвет", "идти - зайти - прийти", "люби -любви - разлюбил", "сяду - присяду" и так далее.
Неточные - основана на созвучии одного, реже - двух звуков. Главным правилом остаётся совпадение ударной гласной и примыкающей к ней безударной гласной. Например: стали - сваи, двери - веет, кости - носит и так далее.
Сложносоставные - основана на том, что последние буквы одного слова совпадают с буквами двух и более слов: агония - огонь и я, синедрион - а мог ли он, вселенная - лишь тлен, а я...
Важно! Сложносоставные рифмы д-о-л-ж-н-ы быть точными, иначе читатель будет на них "спотыкаться" при прочтении и создастся впечателние, что рифмы нет.
На омонимах - используются слова, которые звучат одинаково но являются разными частями речи. Для понимания сейчас что-нибудь сочиню, потому как тут необходим контекст... Примеры:По тропинке я бреду - Лес нме шепчет, как в бреду; Мы, чтобы выжить, давно уже стали - Крысами из нержавеющей стали; Во дворе стоит стекло - Вниз две капельки стекло.
И так далее.
На диссонансах - рифма, когда ударная гласная используется разная, зато совпадают безударные и согласные. Например: тающая - веющая, плачущий - прячущий, розовый - разовый.
Важно! Рифма на диссонансе д-о-л-ж-н-а совпадать полностью на пять последних букв.
Чередование рифм в строфе - рифмовка.
Рифмовка бывает четырёх видов.
Парная - самая простая: стихи рифмуются попарно, первый со вторым, третий - с четвёртым.
Смежная - самая сложная: первый стих рифмуется с четвёртым, второй - с третьим
Чередующаяся (или перекрестная) - самая распространённая - первый с третьим, второй с четвёртым
Нестандартная - например, в строфе из шести строк 1-я с 3-ей, 2-я с 6-ой, 4-я с 5-oй или иначе.
Примером полного чередования рифмовок стал гениальный Пушкинский "Онегин":
Чередующаяся «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Парная Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!
Смежная Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство,
Опять парная:
Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!»
Нестандартная применяется чаще всего в стихах с пятью, шестью, семью строками в строфах, но бывают и исключения. Например:
В моей комнате тоска колючая, В моих окнах застыли тучи, Я словно Тор могучий Рвусь из них, нее.
В килотоннах музыки жгучей, В мнимых волнах музы сучьей, Плутаю, как в лесу дремучем, Всё ищу свое.
Вот вспыхивает где-то луч... Брод высыхает между круч... Я чувствую себя лучше. Мы прячемся вдвоем.
(Александр Чёрный, полная версия приведена)
В этом примере строки срифмованы по три, а четвёртая, восьмая и двенадцатая (то есть последние строки каждой строфы) срифмованы между собой.
Другой пример, с уже упомнутой пятистрочной строфой:
Здесь, в вышине, где парящие птицы, Стоит её гордый и призрачный зАмок. Воздух вокруг него молча струится, В солнечном свете он весь серебрится. У окон - высокие рамы…
(Егор Майндер, полная версия)
В пятистрочных стихах одна из рифмовок, как правило, дублируется, но можно и, например, срифмовать пятую строку первой строфы с пятой строкой второй строфы - тут нет чёткого правила, всё зависит от фантазии автора.
ПОМНИТЕ:
Главное правило: Наличие в стихе строки, которая ни с чем не срифмована - недопустимо!
Перечисленные выше правила - это средство для того, чтобы ваши стихи читались и звучали ровно и гладко, а не конечная цель написания стиха.
В остальном - экспериментируйте, а приведённые выше правила призваны помочь сделать ваши творения именно стихотворениями, а не кое-как слепленными виршами, частушками или речитативом, который воспринимается только под три аккорда да бит на синтезаторе Ну и если какие вопросы - спрашивайте, потому как я привёл здесь далеко не всё, а только самое основное.
Успехов вам!
От автора, или ЧаВо
Среди вопросов, которые я часто слышу от авторов, попавших под мою критику, в основном одни и те же. Дабы не отвечать на них в десятый раз, привожу их здесь, и если Ваш вопрос попал в список, пожалуйста, прочитайте ответ на него сразу. Список будет постепенно пополняться.
Примечание. Данный приведённый FAQ отражает исключительно точку зрения автора темы и не имеет отношения к трудам Ломоносова.
1. Я лучше буду писать, как хочу, а не по правилам.
Вы не поверите, но даже те, кто об этих правилах и представления не имеет, довольно часто стихи прямо-таки идеально в них вписывает. Не надо думать, что вот майндер месяцами штудировал учебник, а потом начал писать прямо по ним. И у меня дофига корявых стихов, (которые я вам не покажу ) и потом, обратите внимание на примеры выше. Почти у каждого выбранного примера - свой автор, активно публикающийся на этом сайте. И у 90% из них встречаются как "вписывающиеся" в правила произведения, так и беспорядочно набранные, на которых спотыкаешься через каждый слог. Правила русского стихосложения - это не набор рамок, который ограничивает Вашу свободу выражения чувств посредством стихов, а напротив, твёрдая почва для этого. Не обязательно стараться именно, скажем, "попасть в анапест" - пишите, как заблагорассудится, но прочитайте потом то, что получилось. И если увидите, что какая-то строчка "сбивает" вас с ритма чтения - вам лучше проверить размер, и тогда сия тема вам в помощь.
2. А нафига оно мне надо?
Даже если Вы и так хорошо пишите, знакомство с концепцией русского стихосложения Вам точно не повредит хотя бы для общего развития. Мало того - достаточно запомнить пару простых принципов - и, соблюдая их, сможете хотя бы не "прыгать" с размера на безразмерность. А зная написанное выше, вы сможете по-другому взглянуть на поэзию в целом, на своё или на чужое творчество. Как показывает опыт, ещё никто из тех, кто разобрался в ней, проклятия в адрес Ломоносова или автора этой статьи не посылал.
3. Ну и что, что нет размера, зато рифма есть!
Ну и что, что ваше произведение - не стих, а проза? Всё равно ж литература... Как написано выше, стих обязан иметь размер по определению. А иначе это не стих. Обратите внимание на статью выше - соотношение того, что написано о размерах, и соотношение того, что написано о рифмах. Первого гораздо больше и приводится оно раньше - размер важнее, а рифма приложится сама. Белые стихи вообще не имеют рифмы, но это стихи, а беспорядочный набор слов, временами кончающийся абзацем и с рифмой на этом переносе - этому Ломоносов дал хорошее определение: "вирши". Похабные стищки для кабаков.
4. Не хочу жертвовать смыслом ради размера!
Как показывает опыт, размер обычно сбит в паре строк, и вот говоришь автору: у тебя здесь коряво, исправь! А в ответ: "зато в тему!". Так и пускай в тему. Вам так ценна эта строчка? Отлично, садимся и думаем, как сохранить смысл, даже отдельное слово, но и размер не нарушить. Я, бывало, по два часа над одной строкой, над одним словом сидел. Вот ТОГДА она становится в десятки раз ценнее Попробуйте передать содержание, не ломая формы. Соответствие одного другому называется ГАРМОНИЕЙ, а гармония - главное правило красоты в искусстве. Опять же, в 9 из 10 случаев за нежеланием работать над произведением скрывается элементарная лень, прикрытая пафосом.
Размер и служит для того, чтобы лучше передать смысл, задать скорость чтения, придать стиху эмоциональную окраску. Противопоставлять смысл размеру - это всё равно, что противопоставлять пчёл мёду. А что? Мёд - сладкий, а пчёлы жалят. Мёд - в банке, пчёлы - летают.
5. А вот Маяковский! А вот Мандельштам!
Я бесконечно рад за Вас, если вы, будучи, скорее всего, начинающим поэтом, уже приравняли себя к Великим, но возьму на себя смелость разочаровать Вас: что у одного, что у другого размеры есть и соблюдаются. Правда, в основном экспериментальные - собственно, за это они и получили свою известность как поэты среди критиков своего времени. Ну и к тому же, если читали Маяковского хотя бы, то должны понимать, что содержание его стихов требовало особой формы. Но форма была, называется логаэд, что это такое - читаем выше.
6. Если есть правила, значит, я - исключение!
Вот только таких "исключений" в рунете уже больше, чем стихов "правильных", точнее, стихов с размером. Исключением вы станете, если не станете зацикливаться на одой и той же безразмерности, а начнёте расти в техническом плане. Вот таких примеров действительно мало. Правило в том, что большинство "поэтов", узнав о том, что их творения плОхи из-за отсутствия размера, громко хлопают виртуальной дверью и продолжают тихо считать себя гениями. Но если вы хотя бы читаете эти строки, то скорее всего, сказанное в этом пункте - не про вас.
"Исключительным" же я хочу задать вот такой вот вопрос: любой поэт, знакомый с приведённой выше концепцией, способен написать безразмерный стих; а вы сможете написать дактиль с ритмикой или логаэд на трёхсложных размерах?
7. Я пишу для себя!
И я пишу не для дяди Васи, и другие тоже. ВСЕ пишут для себя, кроме, разве что, тех, чья работа заключается в "заказных" стишках (ох, и противно же, скажу я вам по своему личному опыту). Дело-то в том, что выкладывают стихи в сеть уже не для себя, а для того, чтоб кто-то прочёл. И этим "кто-то" вполне может оказаться Злостный Критик
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
Сообщение отредактировал майндер - Чт, 02.02.2012, 06:27 |
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Вт, 12.02.2013, 17:04 | Сообщение # 101 |
| Фигассе, вопросы В хорошем смысле.
Хм, ну, значит, по порядку.
Цитата (piuma) что я взяла определённый размер ( ритм) в первом катрене - но не последовала тому же рисунку в остальных.
Праильнее, всё-таки, "строфе", а не катрене. Здесь нет чёткого правила, всё индивидуально. скажем, первая строфа получилась в одном размере - ну, скажем, анапест, а все последующие строфы получились в амфибрахии. тогда проще подправить первую строфу, чем все остальные подгонять под неё. Главное - чтоб размер был. в бытность мою активным пользователем стихо-вру, тогда ещё не загаженных "цветочки в горшочке стояли до ночки" и тому-подобными-высерами-в-стиле-аллы-пугачёвой , попался мне на глаза стих человека под ником Роджер. Он имел такую структуру, что я даже сохранил её на память и до сих пор не смог повторить:
анапест 4 стопы анапест 3 стопы анапест 4 стопы анапест 3 стопы
анапест 4 стопы амфибрахий -анапест - анапест анапест 4 стопы амфибрахий - анапест - анапест
амфибрахий - анапест - анапест амфибрахий - анапест - хорей амфибрахий -анапест - анапест амфибрахий - анапест - хорей.
4 стопы амфибрахий Амфибрахий - анапест - хорей. 4 стопы амфибрахий амфибрахий, анапест, хорей.
Здесь - первая строфа по размеру не имеет ничего общего с последней, но в течение стиха размеры плавно сменяется с одного на другой. И повествование менялось со спокойного на тревожное, и это было подчёркнуто сменой размера. такие вещи и становятся шедеврами, которые перечитываешь даже спустя много лет.
Никто ведь не заставляет выдерживать стих на всём протяжении в одном размере, как в первой строфе. Просто это самый распространённый технический приём. Можно экспериментировать, как душе угодно, глвное - чтоб была чёткая структура, пускай и необычная. Ценитель разглядит, любитель не споткнётся - если не будет хаотического нагромождения размеров и стоп. Вот что самое главное. Чтоб читатель, набрав определёный ритм чтения, не сбивался с него резко. Тогда общее впечатление от произведения сходит на нет. А иногда бывает вплоть до наоборот - красивая структура скрывает недостатки повествования.
в Вашем случае, дело не в том, что Вы не смогли повторить структуру первой строфы - это-то как раз в порядке, анапест в 4 стопы идёт через всё произведение. Все нечётные строки стиха в одном размере. А вот чётные не повторяют одна другую по какой-либо системе. И поэтому на них "спотыкаешься". Вы не ведёте читателя через своё повестование по бархатному коврику - вы его словно тащите за руку через ухабы. А он, зараза такая, ещё и сопротивляется
Размер создаёт тот самый "ритм чтения" у читателя. При помощи размеров Вы, как автор, либо заставляете читателя "бежать" по строчкам стиха, либо наоборот, медленно плыть по ним глазами. Это -средство, а не конечная цель.
По поводу жаргонизмов - полностью согласен. Просто - на мой взгляд - он здесь был не совсем к месту. Но эт сугубо субъективно. Возможно, я не прав.
С несогласованием времён тоже всё просто. Стопа - это как синтаксическое целое. Как предложение. То есть: "он шёл и видит". Уместнее либо "он идёт и видит" либо он "шёл и увидел".
По поводу рисовать ли схемы. Только при разборе. Как это было у меня - сел, написал на голом вдохновении. Перечитал. Попил кофе, перечитал ещё раз. Пару раз при прочтении споткнулся. Остановился на этих местах, проверил - почему споткнулся. Не понял. Расписал ударения, разобрал. Исправил. Перечитал ещё раз. Сравнил с начальным вариантом. Смысл затёрся. Ещё раз исправил. Блин, нужно удачную фразу сохранить и рифму с размером не нарушить. Переписал всю строфу ради одной фразы. Попил кофе. Перечитал.
Очень скоро выработалось - сразу подхватывать нужный размер и писать в нём.
Стихи современных авторов - а можно больше конкретики? Кого вы читаете - тогда смогу подсказать точнее.
В поэзии тоже началась "попсуализация". Пишут чёрт-те что, лишь бы на потребу быдлу. матерщину с пошлятиной без размера и рифмы - да на ура!!! Песни Семёна Слепакова послушайте. МЕГАПОПУЛЯРНЫ!!! А в текстах вместо рифмы - одно и то же слово. Нужно иметь что-то в такое в душе, чтобы отличать Искусство от дешёвки. Один художник написал десять шедевров и стал знамеит и покупаем. Второй рисует тысячи шаржей на Невском проспекте и недоумевает - почему его никак не признАют. Кем Вам быть и для кого писать - решать только Вам
Но - на этом сайте - на мой взгляд - не место попсе и пошлятине. Так уж сложилось, что я привязался к здешнему разделу поэзии. и поначалу пробовал бороться с "попсой" в нём. Но вскоре понял, что подавляющее большинство тех, кто пишет хрень, даже сами этого не понимают. и - при этом! - им ещё и не дают понять этого те, кто ставит им плюсы в надежде на обратно-взаимный плюс. Посмотрите на число двоек под моими произведениями без комментариев "не понравилось вот потому и вот поэтому". Это - типа месть. А под стихами победителей прошлогоднего конкурса поэзии ни плюсов, ни коментов. Потому что они сами выше системы "взаимного плюсования", которая, к счастью, почти полностью исчезла. так что мне не осталось ничего другого, кроме как создать эту тему- для тех, к чьим стиам я привязался...
да и ко многим авторам - тоже. Но это - секрет. Никому, ладно? тем ,кто не посещает сию тему, этого знать не надо. Спешл для них, кто выше моей критики:
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
Сообщение отредактировал майндер - Вт, 12.02.2013, 18:14 |
Замечания: 0% |
| |
piuma | Дата: Вт, 12.02.2013, 20:56 | Сообщение # 102 |
|
Сообщений: 11
Подарки: (к сожалению, пусто)
[Подарить]
|
| Спасибо, Майндер. В принципе - исчерпывающе. Прочитав, найдёшь ответы на все вопросы.
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Вт, 12.02.2013, 21:33 | Сообщение # 103 |
| Цитата (piuma) Прочитав, найдёшь ответы на все вопросы.
имеющий глаза да услышит
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Эсфирь | Дата: Чт, 14.02.2013, 01:37 | Сообщение # 104 |
|
Сообщений: 61
Хобби: искусство
Подарки: (к сожалению, пусто)
[Подарить]
|
| Цитата (майндер) Вам так ценна эта строчка? Отлично, садимся и думаем, как сохранить смысл, даже отдельное слово, но и размер не нарушить.
Вот это моя боль головная.Правда,я могу и 2 часа просидеть и так ничего и не придумав.
Potior visa est periculosa libertas quieto servito
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Чт, 14.02.2013, 07:36 | Сообщение # 105 |
| Эсфирь, не обижайтесь, но вам ещё рано над одной строчкой думать. Вам в целом над формой работать и работать... Если хотите, сбросьте сюда любое своё творение на разбор, я покажу вам то, что считается грубыми ошибками с точки зрения русского стихосложения.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Эсфирь | Дата: Чт, 14.02.2013, 12:29 | Сообщение # 106 |
|
Сообщений: 61
Хобби: искусство
Подарки: (к сожалению, пусто)
[Подарить]
|
| Цитата (майндер) не обижайтесь, но вам ещё рано над одной строчкой думать. Да,я и не обижаюсь,ибо это же правда.Я в целом больше хочу сама разобраться,как-нибудь уделить этому выходные и посидеть разобраться,потренироваться,чтобы это стало навыком.Если мне кто-то покажет,это уже не будет тем эффектом,когда я сама к этому приду Но,за помощь огромное спасибо!И за статью,вещь очень полезная!Ее можно скопировать и себе сохранить?
Potior visa est periculosa libertas quieto servito
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Чт, 14.02.2013, 16:33 | Сообщение # 107 |
| Цитата (Эсфирь) Ее можно скопировать и себе сохранить?
нужно Можете даже разослать друзьям с обязательным копирайтом Показать тут невозможно, можно только указать на недочёты и их причины, а решение каждый автор всегда находит сам. Проще всего - для начала - показать вам, как "разбирать" своё творение на кирпичики - стопы. Тут без помощи более опытного человека не обойдётесь. На этом сайте это могут сделать помимо меня Cora и Stella Diurna, можете обратиться к ним, уверен, не откажут.
Но можете слить любое своё творение сюда. Сэкономите кучу времени.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
Сообщение отредактировал майндер - Чт, 14.02.2013, 16:35 |
Замечания: 0% |
| |
Obligat per la màgia, Принц | Дата: Сб, 03.08.2013, 00:47 | Сообщение # 108 |
|
Сообщений: 412
Хобби: саморазвитие
[Подарить]
|
| Название: Рождение стиха
Стихи рождаются внезапно Не от того,что мне смешно. В них скрыто очень много тайны Показать полностью.. И знаем это мы с тобой давно Когда глядишь в окно украдкой И на душе тоскливо и темно Приходит стих совсем внезапно Не от того ,что мне смешно Тянуть улыбку нету сил И нету сил опять влюбиться И взгляд мне мой уже не мил И перестало сердце биться И тут стихи приходят сами Не от того,что не смешно Мы горячо влюбляемся с годами И в этом виновато лишь одно Любовь,опасно чувство Не знает жалости оно....
( у него есть продолжение не знаю добавлять ли его о..о)
И над нами снова взойдет солнце
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Сб, 03.08.2013, 01:58 | Сообщение # 109 |
| Если хотите, добавляйте.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Obligat per la màgia, Принц | Дата: Сб, 03.08.2013, 15:13 | Сообщение # 110 |
|
Сообщений: 412
Хобби: саморазвитие
[Подарить]
|
| передумало, продолжение слишком тупое. Прошу прощения..
И над нами снова взойдет солнце
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Пн, 05.08.2013, 03:25 | Сообщение # 111 |
| Стало быть, поехали. Вначале разберём силлабо-тонику, то есть чередование ударных и безударных слогов. Оно - напоминаю - должно строиться по некой системе. Попробуем эту систему выявить, обозначая ударные слоги знаком "^", безударные - "_"
Стихи рождаются внезапно _^ _^_^ _^_ - 4 раза повторяется стопа _^ - это ямб. Как в "Онегине" Пушкина. Не от того,что мне смешно. _ ^ _^ _^ _^ - ямб 4 стопы. В них скрыто очень много тайны _ ^_ ^_ ^_ ^_ - всё в порядке, тот же ямб, что и в первой строке. Про рифму - ниже. И знаем это мы с тобой давно _ ^_ ^_ ^ _^ _^ - здесь стопа _^ повторена 5 раз, а не 4. Слово " с тобой" - лишнее. Когда глядишь в окно украдкой _^ _^ _^ _^_ 4 стопы + слог И на душе тоскливо и темно _ ^ _^ _^_ ^ _^ - 5 стоп, одна лишняя. Приходит стих совсем внезапно _^_ ^ _^ _^_ - 4 стопы + слог, всё верно. Не от того ,что мне смешно _ ^ _^ _ ^ _^ - 4 ровно. Тянуть улыбку нету сил _^ _^_ ^_ ^ - 4 стопы. И нету сил опять влюбиться _ ^_ ^ _^ _^_ - 4 стопы + слог. И взгляд мне мой уже не мил _ ^ _ ^ _^ _ ^ - Тут всё в порядке, 4 стопы И перестало сердце биться _ ^_^_ ^_ ^_ - 4 + слог. И тут стихи приходят сами _ ^_^_ ^_ ^_ - 4 + слог Не от того,что не смешно _ ^_^_ ^_ ^ - 4 ровно Мы горячо влюбляемся с годами _ ^_^_ ^_ ^_ - 4 + слог И в этом виновато лишь одно _ ^_ ^_^_ ^ _^ - лишняя пятая стопа. Любовь,опасно чувство _^ _^_ ^_ - 3 + слог, одной не хватает Не знает жалости оно.... _ ^_ ^_ ^ _^ - 4 стопы.
Нет рифмы к слову "чувство", а "внезапно" - тайны" - слишком уж неточная рифма. основное правило выполнено, а вот второго схожего примыкающего звука не хватает. Опять же "скрыто очень много тайны" - звучит коряво. Скрыто много тайн, или скрытого много тайного - куда ни шло. Перефразировать однозначно.
Теперь по произведению в целом - я вот знаю мало авторов, не написавших бы в начале творчества нечто похожее. Все задумываются о том, почему у них вдруг выходит писать и с чем это связано, и каждый даёт свой ответ. Да-да, чаще всего - "пушкинским" ямбом в 4 стопы, я сам с этого размера начинал.
Примеры ямбов можете найти выше. Пока - рекомендовал бы автору - освоить этот размер в совершенстве.
Теперь давайте вместе доработаем ваше произведение, если есть желание. Нам нужно всё привести к одному размеру, чтоб строфа выглядела так:
четыре стопы ямба + слог четыре стопы ровно четыре стопы ямба + слог четыре стопы ровно
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
Сообщение отредактировал майндер - Пн, 05.08.2013, 03:28 |
Замечания: 0% |
| |
Obligat per la màgia, Принц | Дата: Пн, 05.08.2013, 15:58 | Сообщение # 112 |
|
Сообщений: 412
Хобби: саморазвитие
[Подарить]
|
| Стихи рождаются внезапно Не от того,что мне смешно. В них скрыто много тайн И знаем это мы давно Когда глядишь в окно украдкой И на душе тоскливо и темно Приходит стих совсем внезапно Не от того ,что мне смешно Тянуть улыбку нету сил И нету сил опять влюбиться И взгляд мне мой уже не мил И перестало сердце биться И тут стихи приходят сами Не от того,что не смешно Мы горячо влюбляемся с годами И виновато лишь одно Любовь,опасное из чувств Не знает жалости оно.... Но стих прекрасен с твоих уст
(от попыталась переделать...х..х)
И над нами снова взойдет солнце
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Вт, 06.08.2013, 00:58 | Сообщение # 113 |
| Принц, у вас всё равно нестыковки с ритмом. Попробуйте заменить Цитата (Принц) В них скрыто много тайн на "В них скрыто много тайных знаков". Послушайте, плавнее стало. Потому что строчка вписывается в ритм
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Вт, 06.08.2013, 01:00 | Сообщение # 114 |
| Те же проблемы, что и выше. Наша задача с вами сейчас - не переделать, а научить вас различать "кирпичики", из которых строится стих, т.е. стихотворные стопы. Разберите сами по аналогии на ударные - безударные слоги первые четыре строчки нового варианта.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Вт, 06.08.2013, 01:00 | Сообщение # 115 |
| Хотя рифма в моём варианте не айс
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |
Юджин | Сообщение # 116 |
| Принц, Попробуй напевать свой стих. Как песню. Будешь слышать недочёты в ритме. Вдруг так получится.
Сообщение отредактировал Юджин - Ср, 07.08.2013, 19:24 |
|
| |
Obligat per la màgia, Принц | Дата: Ср, 07.08.2013, 20:38 | Сообщение # 117 |
|
Сообщений: 412
Хобби: саморазвитие
[Подарить]
|
| Спасибо вам всем, я обязательно постараюсь!!!)) Так только надо это все переварить, как разберусь сразу выложу то,что вы просили.
И над нами снова взойдет солнце
|
Замечания: 0% |
| |
Дитя заката, Кэм | Дата: Чт, 05.09.2013, 17:02 | Сообщение # 118 |
| Эх, Родина! Смешное ты слово стала А вспомним, лет сто или двести назад Её воспевали. Прекрасная Мама К которой ушедший вернуться был рад Родина... Что с тобой было тому полвека? Врощенный в лагерь наш Питер-столица Власти, втоптавшие дух человека Толпы людей - перелетные птицы Родина. Люди её любили. Её же боялись, с неё же бежали Но даже, сбежавши, в сердцах хранили Её родную жалели, ждали. Можно кричать. О. Подворотнях. О пьяных подростках. О маленьких шлюхах. О невменяемости. О грязных сотнях. Слушайте. Слушайте. В оба. Уха. Можно кричать. А не были сами Такими? Маленькими и вроде грязными? Мальчиками с ещё не отрощеными усами? Девочками рано и слишком развязными? Не были? Рада за вас. Гордитесь. Были? Стыдно сейчас? Ещё бы. Только прошу, на меня не сердитесь, Родине и так хватает злобы. Родина раньше была не та. Родина здесь и сейчас другая. Всё здесь делается неспроста Общество - волчья стая. Родина - это то, что мы Вынашиваем в мыслях и наружу рождаем Родина - сгнившие напрочь цветы, На твоей Родине неурожаи Голов! Не хватка мозгов. Зомбация. Промывание. Пропагандирование козлов Такими же, собственно, козлами. Родина. Хм. Смешное слово стало. В чем она? В вине? В алкогольном или в твоей, За то, что не хочешь ты быть умней. Родина-Мать от тебя устала.
У меня всё хорошо.
Сообщение отредактировал Кэм - Чт, 05.09.2013, 17:03 |
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Пт, 06.09.2013, 19:01 | Сообщение # 119 |
| Эх, Родина! Смешное ты слово стала _ ^_ ^ _^_ _ ^_ ^_ А вспомним, лет сто или двести назад _ ^_ _^ _ _ ^_ _^ Её воспевали. Прекрасная Мама _^ _ _^_ _^_ ^_ К которой ушедший вернуться был рад _^_ _^_ _^_ _^ Родина... Что с тобой было тому полвека? ^_ _^ _ _^_ _^ _^_ Врощенный в лагерь наш Питер-столица ^_ _ _^_ _ ^_ _^_ Власти, втоптавшие дух человека ^_ _^_ _ ^ _ _^_ Толпы людей - перелетные птицы ^_ _^ _ _ ^_ _ ^_ Родина. Люди её любили. ^_ _ ^_ _^ _^_ Её же боялись, с неё же бежали _^ _ _^_ _^_ _^_ Но даже, сбежавши, в сердцах хранили _^_ _^_ _^_ ^_ Её родную жалели, ждали. _^ _^_ _^_ ^_ Можно кричать. О. Подворотнях. ^_ _^ ^ _ _ ^_ О пьяных подростках. О маленьких шлюхах. _ ^_ _^_ _ ^_ _ ^_ О невменяемости. О грязных сотнях. ^ _ _ ^_ _^ _ _^ ^_ Слушайте. Слушайте. В оба. Уха. ^_ _ ^__ ^_ ^_ Можно кричать. А не были сами ^_ _^ _^ _ _ ^_ Такими? Маленькими и вроде грязными? _^_ ^_ _^ _^_ ^_ _ Мальчиками с ещё не отрощеными усами? ^_ _^ _^ _ _^_ _ ^ _^_ Девочками рано и слишком развязными? ^_ _ ^ ^_ _ ^_ _^_ _ Не были? Рада за вас. Гордитесь. ^ _ _ ^_ _^ _^_ Были? Стыдно сейчас? Ещё бы. ^_ ^_ _^ _^_ Только прошу, на меня не сердитесь, ^_ _^ _ _^ _ _ ^ _ Родине и так хватает злобы. ^ _ _ ^_ _^ _ ^_ Родина раньше была не та. ^_ _ ^_ _^ _^ Родина здесь и сейчас другая. ^_ _ ^ _ _^ _^_ Всё здесь делается неспроста ^ _ ^ _ _ ^ _ _^ Общество - волчья стая. ^ _ _ ^ _ ^_ Родина - это то, что мы ^ _ _^_ ^_ ^ Вынашиваем в мыслях и наружу рождаем _^_ _^ _ _^_ _^_ Родина - сгнившие напрочь цветы, ^_ _ ^ _ _ ^ _ _^ На твоей Родине неурожаи ^ _ _ ^ _ _ ^ _ _ ^_ Голов! Не хватка мозгов. _^ _^_ _^ Зомбация. Промывание. (имелась ввиду - зомбификация? ) ^ _ _ ^_ ^__ ^_^_ _ Пропагандирование козлов ^ _ _ ^_ _^_ _^ Такими же, собственно, козлами. ^_ _ ^ ^ _^ _^_ Родина. Хм. Смешное слово стало. ^_ _ _^_ ^_ ^_ В чем она? В вине? В алкогольном или в твоей, ^ _^ _^ _ _ ^_ ^_ _^ За то, что не хочешь ты быть умней. _^ _ _^ _^ _^ Родина-Мать от тебя устала. ^ _ _ ^_ _^ _^_
Неудивительно, что не смогла разобрать. Я сам чуть не охренел при разборе.
Вт поэтому оно у тебя читается. Стих на амфибрахии, а лишние слоги одной строки как бы "переносятся" в следующую, и возникает ощущение логаэда хорей-амфибрахий аж на шесть - семь стоп. У тебя получается, что один цикл чередования ударений проходит не через одну строку, а через две. Поэтому местами стопы пропущены. Можно "отровнять", при этом оставить твой сбивчиво-резкий размер. На такие темы так и надо писать.
Эх, Родина! Слово смешным нынче стало. А вспомним, лет сто или двести назад Тебя воспевали. Прекрасная Мама К которой ушедший вернуться был рад.. Родина! Что с тобой было тому полвека? Врощенный в лагерь наш Питер-столица Власти, втоптавшие дух человека Толпы людей - перелетные птицы Родина... Как её люди любили! Её же боялись, с неё же бежали Но даже, сбежавши, в сердцах всё хранили Её, родную, жалели, ждали. И можно кричать. О. Подворотнях. О пьяных подростках. О маленьких шлюхах. О невменяемости... грязных сотнях. Слушайте. Слушайте. В оба. Уха. Можно кричать. А вы - не были сами (Стоп) (Такими же?) (вот тут не знаю, что делать. Оставить, как есть? Или ломаем строку? ) Маленькими и немного грязными? Мальчиками с не отросшими усами? Девочками рано и слишком развязными? Не были? Рада за вас. Гордитесь. (дальше выравниваем) Были? Стыдно сейчас? Ещё бы. Только прошу: на меня не сердитесь, Родина... Ей предостаточно злобы. Родина раньше была не та. Родина здесь и сейчас другая. Всё здесь делается неспроста Общество наше - как волчья стая. Родина - это всё то, что мы Выносив в мыслях, наружу рождаем Родина - сгнившие напрочь цветы, На твоей Родине - неурожаи Голов! И повсюду нехватка мозгов. Зомбификация и промывание. Пропагандирование козлов Такими же, собственно, козлами. Родина. Жаль.. Но смешным словом стала. (И концовку ломаем, как можем. Привет Маяковскому) В чем же она? В вине? В том, что с алкоголем? Или в твоей? За то, что не хочешь ты быть умней - Родина-Мать от тебя устала.
Добавлено (06.09.2013, 19:01) --------------------------------------------- Буду признателен каждому посетителю темы, если кто предложит свои варианты.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
Сообщение отредактировал майндер - Сб, 07.09.2013, 09:37 |
Замечания: 0% |
| |
Лунный всадник, Annetta | Дата: Вт, 24.12.2013, 15:24 | Сообщение # 120 |
|
Сообщений: 1
Хобби: Учиться понимать, жить.
Подарки: (к сожалению, пусто)
[Подарить]
|
| Вот, помогите разобраться, что не так...)) ______________________________________________ Как день за днём идёт за нами жизнь, А в сумраке заката Приближен час расплаты: и счастье, Грусть и плоть.
Но что-то вдруг все изменилось, Нет постоянства и тревог, Все закрутилось, завертелось Под куполом злословных грёз.
На берегу стоит береза, Стоит она одна, И даже скучный дым проходит мимо, Не замечая столб огня.
А скоро праздник, Миру мир вручает весёлые подарочки судьбы С искусственной тоской и песней чудотворной, Но берг не красив и в праздничную ночь.
Темнеет берег тот. Здесь только листья шелестят под яркою луной. Береза, ты счастлива? Да! Она счастлива по себе, Её листочки веселятся и шепчут сказку для печали...
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Вс, 19.01.2014, 18:56 | Сообщение # 121 |
| Annetta, Ну... сразу скажу, что с рифмами всё не так). А если по ударным - безударным...
Как день за днём идёт за нами жизнь, _^_^_^_^_^ А в сумраке заката _^_^_^_ Приближен час расплаты: и счастье, _^_^_^__^_ Грусть и плоть. ^_^
Стихотворение вы начали писать в ямбе, первая строфа - в пять стоп, вторая - в три + 1 безударный. В третьей строчке вы добавили лишний безударный слог, который я в разборе выделили синим цветом, плюс упустили нужный для ритма ударный в конце. Четвёртая строчка - вообще не к месту, потому что она не в ямбе, а в хорее в... полторы стопы. И ни одна строчка не срифмована Разбираем далее.
Но что-то вдруг все изменилось, _^_^_^_^_ Нет постоянства и тревог, _^_^_^_^ Все закрутилось, завертелось _^_^_^_^_ Под куполом злословных грёз. _^_^_^_^
Это четверостишие не вписывается в первоначальную задумку (5 стоп первая строфа, вторая 3 +1 безударный слог), но по размеру она правильная. Нет нарушений, всё в ямбе). Но опять же рифмы нет. Я в них не сильна, но посоветую поменять местами "закрутилось" и "завертелось" в третьей строчке, тогда между первой и третьей рифма будет.
На берегу стоит береза, _^_^_^_^_ Стоит она одна, _^_^_^ И даже скучный дым проходит мимо, _^_^_^_^_^_ Не замечая столб огня. _^_^_^_^ Ямб, конечно, соблюдён, но опять не выдержан. Лишние стопы, которые я выделила синим цветом, плюс "берёза" и "мимо" - не рифма. "Одна" и "огня" вроде бы неточная.
А скоро праздник, _^_^_ Миру мир вручает весёлые подарочки судьбы ^_^^_^_^_^^_^_ С искусственной тоской и песней чудотворной, _^_^_^_^_ Но берeг не красив и в праздничную ночь. _^__^__^_^_^
Ох... тут я может ошиблась, ибо мне было сложно по слогам разобрать... В общем, как сами видите стопы не совпадают по количеству, плюс нарушен ямб во второй и четвёртой строфе. Лишние ударные слоги во второй и пятой стопе, а так же лишние безударные в третей и четвёртой (выделены синим цветом). и опять рифмы нет(.
Темнеет берег тот. _^_^_^ Здесь только листья шелестят под яркою луной._^_^_^_^_^_^_^ Береза, ты счастлива? Да! _^__^__^ (Тут я очень не уверена в правильности разбора) Она счастлива по себе, __^__^__ Её листочки веселятся и шепчут сказку для печали...
Так, простите, но закончить разбор не могу, всё-таки я запуталась сильно). Нет рифмы опять нигде, плюс... с размером беда. Если я не ошиблась, то третья строчка - анапест, а четвёртая амфибрахий, но они же в ямб не вписываются). Может быть, вы писали белый стих, поэтому не рифмовали строфы? Но в любом случае надо, что бы стихотворение было в одном размере. Мой вам совет - почитайте первое сообщение в этой теме, думаю, поймёте в чём ошибки
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |
Кайри_Моррон | Дата: Вс, 08.06.2014, 10:48 | Сообщение # 122 |
|
Сообщений: 89
Хобби: сумбур мыслей на бумаге
[Подарить]
|
| Господин Майндер, надеюсь на вашу помощь, которую Вы любезно предложили. ______________________________________________________________________
Дрянные стихи
Я пишу дрянные стихи. И как друг - возможно не очень. Но так не хочу пустоты этой серой весенней ночью.
Я закурю сейчас в темноте, скроюсь в пепле гнилом тумана. И возможно - я слегка не в себе: собираю осколки дурмана.
Искры звезд разбитых годами сохраняю в холодной груди. зябко очень... босыми ногами на полу вывожу я круги.
Снятся сны. Прострация в жизни. Сложно весь бред сейчас описать. Жадно очень глотаются книги, и хочется больше и больше читать.
Может быть, я дрянная подруга. Точно так же, как плохи стихи. Между пальцами шерстка простуды - кошкой замерзшей когда-то души.
Я хотела бы быть другою... Не такой, как являюсь сейчас. Я хотела быть просто собою. И тяжело правду как-то признать.
Льются строки тоскливым криком. А по сути - это простое нытьё. Никакой здесь нету интриги, да и суть, в общем-то - ни о чем.
Я пишу пустые стихи. Пусть они и от самого сердца... Только струны сердца слишком тихи... И закрыты в нем наглухо дверцы.
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Вс, 08.06.2014, 22:26 | Сообщение # 123 |
| Значит, поехали. Для начала определим размер на основе сильных-слабых слогов стиха.
Я пишу дрянные стихи. _ _^ _^_ _^ - анапест, амфибрахий, ямб. Каша. Смотрим дальше. И как друг - возможно не очень. _ _ ^ _^_ _ ^_ - анапест, амфибрахий, амфибрахий. Может, стих на этом и построен? Но так не хочу пустоты _ ^ _ _^ _ _^ - амфибрахий, амфибрахий, ямб. Хм, схема не повторяется. этой серой весенней ночью. _ _ ^_ _^_ ^_ - анапест, анапест, амфибрахий. размеры, в основном, те же, но чередования нет.
Я закурю сейчас в темноте, ^ _ _^ _^ _ _ ^ - тут у нас хорей, ямб, ямб, анапест. Хотя, возможно, дактиль, хорей, дактиль, хорей без слога скроюсь в пепле гнилом тумана. _ _ ^_ _^ _^_ - анапест, анапест, амфибрахий. И возможно - я слегка не в себе: _ _^_ _^ _ _^ - 3 стопы анапеста. Собираю осколки дурмана. _ _^_ _^_ _^_ - 3 анапеста +лишний слог. Дальше:
Искры звезд разбитых годами _ _^ _^_ _^_ - сначала анапест, потом два амфибрахия. Сохраняю в холодной груди. _ _^_ _^_ _^ - три анапеста. Если честно, в анапесте оно всё и звучит. Зябко очень... босыми ногами _ _^ _ _^ _ _^ - опять три анапеста. Видимо, основа всё-так в них. На полу вывожу я круги. _ _^ _ _^ _ _^ - 3 анапеста Снятся сны. Прострация в жизни. - дальше подробно разбирать не буду, упростим: Анапест, амфибрахий, хорей Сложно весь бред сейчас описать. - 3 анапеста Жадно очень глотаются книги, - 3 анапеста и лишний слог и хочется больше и больше читать. - 3 амфибрахия + ямб
Может быть, я дрянная подруга. - 3 анапеста + -слог Точно так же, как плохи стихи. - 3 анапеста Между пальцами шерстка простуды - 3 анапеста + слог кошкой замерзшей когда-то души. - Хорей, амфибрахий, амфибрахий, хорей... Ну вот, только выровнялся размер и нате вам.
Я хотела бы быть другою... - анапест, анапест, амфибрахий Не такой, как являюсь сейчас. - 3 анапеста Я хотела быть просто собою. - 3 анапесте + слог И тяжело правду как-то признать. - если отсюда выкинуть "И" (для чего оно вообще?) - будет 3 анапеста
Льются строки тоскливым криком. - слово "тоскливым" всё портит. Так было бы тоже три анапеста А по сути - это простое нытьё. - Здесь слово "это" лишнее. Тоже было бы три анапеста. Никакой здесь нету интриги, - между "здесь" и "нету" (просторечное выражение, литературе несвойственно) надо бы слог. Было бы 3 анапеста да и суть, в общем-то - ни о чем. - 3 стопы анапеста
Я пишу пустые стихи. - анапест, амфибрахий, ямб. Вообще всё сломано Пусть они и от самого сердца... - 3 анапеста Только струны сердца слишком тихи... - анапест, амфибрахий, два хорея. И закрыты в нем наглухо дверцы. - З анапеста.
==============================
Теперь в общем и целом. Содержание и общий смысл - превосходны. Размер - анапест в три стопы - как раз хорошо подходит для передачи таких мыслей. Но вот эта периодически встречающаяся "каша" из размеров сбивает с ритма протчения, сбивает с настроения, портит ту невидимую сязь, которая должна образоваться по схеме автор -> произведение -> читатель.
Можем, если хотите, свести всё в тот же анапест в три стопы (не самый простой размер, кстати) и посмотрите, что получилось. Если же это произведение дорого вам именно таким (у меня подобное в стол уходит, раз не получилось) - то можно оставить и пойти другим, более сложным путём.
Теперь рифмы. Они порой слишком неточны. Стихи- пустоты, стихи - души, сейчас - признать - вот то, что вызвало прямо отторжение поизведения, резанув слух.
Талант через строки чувствуется. Осталось чуть его отточить.
----------------------------------------- ------------------------------------------- ---------------------------------------------- Приведём стих к анапесту в три стопы.
Я пишу сплошь дрянные стихи. И как друг я - возможно, не очень. Но хочу избежать пустоты - рифму трогать не стал, не совсем понял, что имелось ввиду. Этой серой и пасмурной ночью.
Закурю я сейчас в темноте, Скроюсь в пепле гнилого тумана. И, возможно - слегка не в себе: Собираю осколки дурмана.
Искры звезд, что разбиты годами Сохраняю в холодной груди. Очень зябко...босыми ногами На полу вывожу я круги.
Снятся сны. Как прострация в жизни. Сложно весь этот бред описать. Жадно очень глотаются книги, Я хочу всё читать и читать. - тут пришлось перефразировать полностью, ну да смысл не затёрся.
Может быть, я дрянная подруга. Точно так же, как плохи стихи. Между пальцами шерстка простуды - Словно кошки замёрзшей души - здесь ничего не придумал, чтобы не потерять общий смысл строфы.
Я хотела бы быть чуть другою... Не такой, как являюсь сейчас. Я хотела быть просто собою. Тяжело эту правду принять. - пусть будет неточная рифма, ничего. Строчку тоже пришлось целиком менять.
Льются строки тоскующим криком. А по сути - простое нытьё. Не осталось здесь места интриге... Да и суть, в общем-то - ни о чем.
Я пишу сплошь пустые стихи. Они - песня от самого сердца... - здесь перефразировал, чтобы убрать тавтологию "сердца" подряд в двух строках. Только струны уж слишком тихи... И закрыты в нем наглухо дверцы.
=========================
Обратите внимание, что правки, по сути, ерундовые, зато стих стал звучать совсем иначе. Теперь в каждой строке ударение падает на 3-ий, 6-ой и 9-ый слоги.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
Сообщение отредактировал майндер - Пн, 09.06.2014, 05:43 |
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Пн, 23.11.2015, 17:02 | Сообщение # 124 |
| Цитата майндер ( ) "ты право, пьяное чудовище, ты право - истина в вине" Я знаю - истина в вино. Имхо, но перенести бы тему эту в творчество и в шапке закрепить
Пришла
Сообщение отредактировал stella_diurna - Пн, 23.11.2015, 17:04 |
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Пн, 05.12.2016, 19:50 | Сообщение # 125 |
| последнее сообщение почти год назад....
Так жаль, что тема мертва
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Пн, 05.12.2016, 20:20 | Сообщение # 126 |
| Так может расшевелить
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Пн, 05.12.2016, 20:52 | Сообщение # 127 |
| мне кажется, те времена прошли, но... ведь это только кажется.
Расшевелим ещё.
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Пн, 05.12.2016, 20:54 | Сообщение # 128 |
| Да вот, хотя бы Если не сложно
Устала метаться по стенам, Натыкаться в тупик вновь и вновь. Я чувствую как в моих венах Загустела заранее кровь. Хочу алым пламенем взвиться И раскинуться ярким огнём! Запеть в небе раненой птицей, Чтоб на землю пролиться дождём. Чтоб кровью моею впиталась И насытилась ею трава. Да в памяти чей-то остались Мной пропетые в небе слова.
Гореть - вот о чём я мечтаю. Ну а дальше пусть ждёт где-то смерть. Что будет со мною - не знаю, Мне бы только так дальше не тлеть.
Мне только бы вспыхнуть - да сгинуть! И кричу своему палачу: "Нет, я не желаю погибнуть! Но и дальше так тлеть не хочу..."
на всякий - размер вроде такой _ ^ _ _ ^ _ _ ^ _ _ _ ^ _ _ ^ _ _ ^ _ ^ _ _ ^ _ _ ^ _ _ _ ^ _ _ ^ _ _ ^
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |
Skinwolf | Дата: Пн, 15.01.2018, 00:32 | Сообщение # 129 |
| Извиняюсь, вставлю свои пять копеек - на мой взгляд, важная ссылка
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Чт, 15.02.2018, 01:51 | Сообщение # 130 |
| http://rifmoved.ru восхитительный сайт про рифмы, есть генератор и экспресс анализ стихов онлайн, только я так и не поняла как с ним работать
Добавлено (15.02.2018, 01:44) --------------------------------------------- Простите, други, что порою мыслю узко. _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Науки нужные, увы, я не учил. _^ _^ _^ _^ _^ _^ Я проще вам скажу: да, я, ребята - русский. _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ И с самого рождения всегда я русским был. _^ _^ _^ _^ _^ _^
Я жил по-русски, и жить дальше буду, _^ _^ _^ _^ _^ _ Я - православный (в прошлом атеист) _^ _^ _^ _^ _^ Я знаю, кто я, и семья моя откуда, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ И я горжусь, что перед предками я чист._^ _^ _^ _^ _^ _^
Душой широкой рад я чужеземцу - _^ _^ _^ _^ _^ _ Лишь чтобы не с оружием пришёл. _^ _^ _^ _^ _^ Зимой холодной я впущу его погреться, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ А коль голодный - усажу его за стол. _^ _^ _^ _^ _^
Я не отказываю в помощи собрату, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Когда бы он меня не попросил: _^ _^ _^ _^ _^ И я не требую процентов или платы, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Как не жалею своих времени и сил. _^ _^ _^ _^ _^
Бывало, и средь ночи приходили, _^ _^ _^ _^ _^ _ Горящий факел мне бросали прямо в дом, _^ _^ _^ _^ _^ _^ И оставалось только это: "или-или". _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Я помню горечь близких похорон. _^ _^ _^ _^ _^
Я помню тыщу лет Руси - Империи - России, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ И те века, что я был, словно пьян - _^ _^ _^ _^ _^ Я защищал, когда меня о том просили _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Идею Единенья Всех Славян. _^ _^ _^ _^ _^
Я помню, как был проклят, как был предан, _^ _^ _^ _^ _^ _ И помню чад в печах концлагерей: _^ _^ _^ _^ _^ Как задыхался газом: Бухенвальд, Освенцим, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Убитых бомбами на улице детей. _^ _^ _^ _^ _^ _^
Оковы помню, трюмы с "живым грузом", _^ _^ _^ _^ _^ _ И рынки рабские, где продали меня. _^ _^ _^ _^ _^ _^ Османские галеры, немцы и французы, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ И как горела русская земля... _^ _^ _^ _^ _^
Мой пращур - он ведь Индию не грабил, _^ _^ _^ _^ _^ _ И негров на плантации в удавке не тащил. _^ _^ _^ _^ _^ _^ _^ Не убивал индейцев, и не трогал Майя, _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ Он строил, он пахал... Он - жил... _^ _^ _^ _^
Я - русский, и горжусь, ребята, этим. _^ _^ _^ _^ _^ _ Ведь я - наследник стольких славных дел. _^ _^ _^ _^ _^ Полтаву помните? Ну, где там эти шведы? _^ _^ _^ _^ _^ _^ _ А ляхи где? И Гитлер сраный - где? _^ _^ _^ _^ _^
Я заживо сгорел на поле боя, _^ _^ _^ _^ _^ _ Ушёл на дно в затопленном отсеке, _^ _^ _^ _^ _^ _ За право быть свободным, быть собою, _^ _^ _^ _^ _^ _ Не жить скотом, а сдохнуть Человеком. _^ _^ _^ _^ _^ _
Я - русский, с разной в паспорте отметкой: _^ _^ _^ _^ _^ _ Национальность.... (хорошо, убрали) _^ _^ _^ _^ _^ _ Цвет кожи, глаз разрез и вера: _^ _^ _^ _^ _ Да разве важно? Не, ребят, едва ли... _^ _^ _^ _^ _^ _
Я русский, и я всё прекрасно помню. _^ _^ _^ _^ _^ _ Я - русский, и я зла не позабыл. _^ _^ _^ _^ _^ Я - русский: пахарь, мастер, воин. _^ _^ _^ _^ _ Я - русский. _^ _ Тот, кто помнит... ^ _^ _ Кто простил. ^ _^
Последняя строка - ямб 5 ст.
Цитата майндер ( ) Пытался создать подобные произведения сам - увы, у меня пока не тот уровень. Теперь тот). Браво!
Добавлено (15.02.2018, 01:51) --------------------------------------------- И я попрошу помощи от жильцов. Нужно мне с окончанием определиться.
За окном - всё бело. И царят холода, А на сердце моём - метель. Вновь душа замерла, в колыбели из льда Она спит, и ей сниться сирень.
Ароматом весны воздух свежий звенит, В чистом небе плывут облака. И поёт соловей. Тянет он, как магнит, Его песня для сердца сладка.
Кружевная листва вся блестит. А роса Разбивается радугой брызг. Высоко в небесах мне мигает звезда, И кометой проносится вниз.
Нас чаруют они. Молодые цветы, Что рассыпались ярким дождём. Как лавандовый дым, так маняще-просты, Их заветно и трепетно ждём.
Но пока - холода. Чёрных веток резьба Замерла у белеющих стен. Я во тьме не жива. И природы борьба Не коснётся моих синих вен.
Первоначальное окончание:
Но наступит опять новый день, И распуститься в мае сирень.
Второй вариант:
Но наступит опять новый день, И тогда - благодать... И распустится в мае сирень, Нужно просто мне ждать.
Не нравится из-за слишком большой разницы ритмики.
Третий вариант:
Но наступит опять новый день, И придёт к нам опять благодать. И распуститься в мае сирень, Надо просто её подождать.
Буду рада любым другим вариантам
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |
Декадент, майндер | Дата: Чт, 15.02.2018, 23:11 | Сообщение # 131 |
| однозначно последнее
Извините за очепятки, радиоклава порой глючит, а времени перечитывать написанное не всегда хватает.
|
Замечания: 0% |
| |
Звезданутая, stella_diurna | Дата: Пт, 03.01.2020, 22:04 | Сообщение # 132 |
| майндер по сравнению с этой дамой нервно курит в стороне). Правда Горькая Однако я настоятельно рекомендую ознакомиться с её статьями и разборами. Правда Горькая точно и верно подмечает свою способность, которую ей пришлось развить в другом направлении. Из-за этой математической точности я с ней не согласна в её восприятии смысловой части, но в остальном эта женщина великолепно критикует. Советую, думаю, что почерпнёте нечто новое
Пришла
|
Замечания: 0% |
| |