Дорогие читатели! Если вы вдруг после прочтения этой части охладеете к роману, я вас пойму, ибо роман будет изобиловать всякими терминами филологии и педагогики. Он таким и задумывался. А филология нравится не всем. Но я постаралась вас в этой главе ввести в филологический мир, удивительный и иногда тернистый. Далее повествование будет резко отличаться от того, что вы читали раньше. Я предупредила вас, чтобы ваше возможное(!) разочарование не было очень сильным. Приятного чтения! Ваша Марго.)
*** Если бы учёные-лингвисты знали, как будут преподавать их учения, они бы оставили все свои открытия в тайне, дабы не мучить бедных студентов-филологов. Но они не знают о том, что им приходится переживать, поэтому студенты зубрят фонетику русского языка и прочие лингвистические предметы. На первом курсе изучение современного русского литературного языка начинается на филфаке с фонетики, графики, орфоэпии и орфографии. Причём курс этот сильно отличается от школьного. Очень сильно отличается. И это своеобразная проверка на прочность. Многие студенты этот курс не любят. Тебе либо нравится фонетика сейчас, либо ты не полюбишь её никогда. И никакие учебники не помогут. Нужно собственное желание. Но иногда и этого не хватает. Но всё по порядку, дорогой читатель. Фонетиста, Дмитрия Викторовича, студенты недолюбливали. И надо сказать, было за что. Свой предмет он знал прекрасно, но педагог-это совмещение человеческих качеств с профессиональным мастерством. Что касается второго, то к Дмитрию Викторовичу претензий не было, а вот первое....Первое у него немного хромало, ибо он позволял себе относиться субъективно к студентам, а этого студенты не терпят. Но надо отдать преподавателю должное- свой предмет он любил и знал, и старался хоть как-то вбить его в головы нерадивым будущим филологам. И все его человеческие недостатки в большей степени закрывала любовь к предмету. А вообще он часто вёл себя странно- мог обозвать студента, а когда у этого студента были проблемы ,как фигура Дмитрия Викторовича появлялась в деканате, и проблемы студента куда-то испарялись. И смотрел фонетист на недоумевающего бедолагу, хитро прищурившись. Наташа стояла возле расписания, когда приблизились галдеющие студенты. Они увидели фамилию фонетиста и резко упали духом. Наташа услышала : -Да он филологов ваще не любит! Чёрт! Что делать теперь? Крышка нам, пацаны! Наташе стало от этих слов не по себе. Увидев в расписании "Современный русский литературный язык", она сначала очень обрадовалась. Но что говорят эти ребята? Ей стоит ожидать чего-то плохого? Мимо прошли сёстры Рудаковы, приветливо улыбнувшись Наташе. И девушка воспряла духом. В двадцать второй аудитории ,где была поставлена лекция, сёстры сели на последние ряды. Впрочем ,они всегда так садились. Дмитрий Викторович неспешно вошёл в аудиторию. Студенты притихли, глядя на него с опаской. Наташа сидела на первой парте, прямо перед преподавательским столом. Оглядев студентов с озорством ,что было присуще его натуре, он сказал, немного гнусавя: -Итак, друзья мои, меня зовут Дмитрий Викторович Арзамасцев. С вами мы проведём вместе четыре года, вплоть до итогового экзамена по курсу всего русского языка. Потом встретимся на ГОСах-последнюю фразу он произнёс, плотоядно глядя на студентов, будто на ГОСах собирался их съесть. В эту же сессию экзамен буду у вас принимать я. Вы можете на меня жаловаться декану, но перед тем, прошу, все претензии лично мне высказать,-сарказм в его голосе зашкаливал. Наташе от этих слов не было ничуть страшно. Она видела его очень близко, и подумала, что очень не состыкуются его озорные карие глаза, в которых плясали бесенята, с его строгостью. Но едва он начал диктовать ,она поняла ,что может ошибаться. Дмитрий Викторович начал лекцию непосредственно со своего отдела курса- фонетики. Не сказал ни слова о задачах курса, о том ,что такое великий русский язык, каково его необозримое богатство и так далее. А следовало бы... -Итак,-начал он повествование о своей любой науке,-фонетика-это учение о звуковой стороне языка. Этим термином обозначают как науку о звучащей речи, так и фонетический уровень языка. Фонетика,-он уставился в потолок, и дыхание у него аж перехватило, когда он говорил о любимом предмете, это особая область лингвистики, ибо с остальными уровнями я зыка она мало связана. Когда вы будете изучать грамматику ,поймёте ,как сильно и крепко связаны, к примеру, морфология и синтаксис. Фонетика же обособленная область знания, она как бы существует сама по себе. Звук речи-это нижний этаж языкового здания, синтаксис-высший, ибо говорим мы предложениями. Что касается русской фонетики, то она очень сложна. Нам ,говорящим по-русски, это мало заметно, мы это не почти не ощущаем, говоря на родном языке. В нашем языке мы часто оглушаем согласные, ибо для русского речевого аппарата это сложно ,например ,говорить дуб со звонким [б] на конце слова. Конечно же, звуки русского языка не всегда на протяжении времени были такими , как сейчас. Можно сказать, фонетика в древности была гораздо богаче. Изучение изменений звуков занимается историческая фонетика, которую вы будете изучать в ближайшем будущем-на третьем курсе, сразу же после изучение старославянского языка. Потом фонетист говорил про фразы, фонетические такты и транскрипцию. Наташа еле успевала записывать. Через двадцать минут лекции у неё аж заболела рука. Студенты начали жаловаться на это ,на что Дмитрий Викторович со странным удовольствием на лице ответил: -Руку развиваем! Студенты склонили головы и принялись сокращать свои записи, отчего лекции им самим становились малопонятными. Когда на второй лекции фонетист начал рассказывать о месте и способе образования согласных звуков, Наташе стало худо. Затранскрибированные слова на доске выглядели, как китайские иероглифы. А ведь она всё понимала в школе! -Переднеязычные согласные-это [ т ], [д], [с], [з]...Передняя часть языка направляется к зубам-отсюда название-переднеязычные. Классификация гласных звуков на третьей лекции привела Наташу в отчаяние. Она почувствовала, что что-то не так в её душе... Придя в общежитие, она узнала от девочек, что завтра будет практическое занятие по фонетике. Соседки дали ей план. У Наташи округлились глаза ,когда она увидела тему занятия: "Единицы речевого потока. Слог. Просодика." Конец. Она не понимает теории слога. А только попробуй школьное определение дать-он её же засмеёт! Но ведь это практика, значит ,он поможет, если что вдруг. Но Дмитрий Викторович помогать студентам не собирался, так как полагал, что в такой плёвой теме ,как ударение, типы слогов и особое положение слога среди единиц речевого потока студенты должны сами разобраться, и разобраться идеально. Но его ожидания не оправдались. Согруппница Наташи, Оксана, встала и начала что-то лепетать про теорию слога. Дольше одной минуты он её слушать не стал: -Хватить бубнить себе под нос! Села! Он раздражённо оглядел группу и вознёс руки к небу: -Так, дети ,я не понимаю, то ли я так плохо читаю лекции ,то ли вы такие тупые?!-тут он совсем на них обиделся и, хлопнув дверью ,вышел куда-то. -Скотина!-в сердцах сказала Оксана.-Оскорблять-то зачем? Какое он имеет право? Тут вступил староста в обсуждение: -Ребят ,ну мы проучились месяц, мы не аспиранты же! -Да кто ему что скажет? Второй парой была лекция по фонетике. Дмитрий Викторович диктовал , как будто он в лихорадке. Он ничего не повторял ,как делал обычно, с садистским удовольствием смотря, как студенты не успевают записывать за ним. Наташа, сидевшая, как всегда, на первой парте, решила, что удовольствия для него сегодня и так слишком много, и начала писать быстрее. И успевала. А Дмитрий Викторович грустно посмотрел на неё, и стал диктовать чуть медленнее. Но его злость не прошла и он начал сетовать на судьбу: -И зачем я здесь распинаюсь! Зачем вам это читаю! Вам ведь это не нужно! Подумаешь, фонетика какая-то! Студенты молчали. Никто не смог возразить ему. Прозвенел звонок. Дмитрий Викторович вылетел из аудитории ,громко хлопнув дверью.
*** Первое, что сделала Наташа, приехав домой–это удар учебником современного русского по стенке комнаты. Ни в чём неповинный учебник немного, но всё же пострадал. Наташа же, забыв про него, уставилась в окно, за которым царила вечерняя октябрьская тьма. Фонетика–тёмный лес, и стена между Наташей и сей наукой огромная. Стоило студентке сесть за тему» Фонемы», как она с плачем книгу закрывала. Что такое фонемы, я не буду рассказывать читателю, дабы он не разочаровался в жизни. «Арзамасцев, Арзамасцев…Что же делать мне с твоей наукой?» У соседок по общежитию Наташа спросила, как же правильно транскрибировать слово, но объяснения ничего не прояснили. Ах да, мой читатель, транскрипция-наиболее точная запись звучащего слова. Более подробно рассказывать не буду, чтобы читатель не нервничал и не почувствовал дискомфорта. На большой перемене Наташа зашла на кафедру русского языка, чтобы взять план пятого занятия по современке(так называли студенты курс современного языка). Студенческий билет Наташа не оставила, и ей пришлось вытерпеть выговор от лаборанта кафедры. Из-за стенки послышался ироничный голос Арзамасцева: –Украсть она такую ценность хотела, вот и не оставила вам студенческий. Лаборант смягчилась, и Наташа со спокойной душой вышла. Уже третья пара, а она ещё ничего не ела. Она подошла поближе к деканату, но, увидев там очередь из столовой, доходящую аж до сюда, передумала и попыталась заглушить голод. Что там у нас на чётвёртой паре? Введение в педагогическую деятельность. Идём, устали , но идём. На паре по этому предмету Наташа ничего вразумительного и полезного для себя не услышала. Ей бы не стоило такому удивляться, но она, поражённая, ещё долго думала об этом занятии. Придя в общежитие, она…взяла вещи и уехала. Оставаться в этом мрачном и старом здании она больше не может. По дороге домой в автобусе она думала: « Нет ,Дмитрий Викторович, не мой вы любимый преподаватель. До этого высокого звания очень вам далеко. Ваши слова о том, что мы такие тупые, и таких тупых, как мы, нет, я больше не буду пропускать мимо ушей! Слушать я вас буду внимательно, и делать выводы. Красивые глаза вас не спасут. С себя и остальных я спрашиваю строго. Вы вроде бы филолог, а словами разбрасывайтесь, будто не понимаете, КАК важно слово, что над каждым словом надо думать…А филолог ли вы после этого? Гневаться, сердиться, обижаться я не буду–не имею права. Остаётся принять вас и ваш предмет, и первое сделать ой как легче!» Читателю не следует удивляться–Наташа в силу своих юных лет была максималистом, и часто это затрудняло ей жизнь. Вот и сейчас, когда она глядела в черноту уже ноябрьского вечера, её терзали тревожные, мучительные мысли и сомнения. Она сомневалась в том, правильный ли путь она выбрала. И длилось это с первой же лекции по фонетике. «Может, я не филолог, а историк или психолог? Когда я открываю фонетику, мне становится плохо, а такого быть не должно. Что-то не так, а что именно, в этом ещё предстоит разобраться. Но ,может, мне не стоит так расстраиваться? Думаю, я требую от себя слишком многого. Кто тут у нас хотел быть учителем? Не надо никуда уходить! Останьтесь, Наталья Львовна Одинцова!» В пять часов утра, опять не спав очередную ночь перед занятиями, Наташа наконец-то заставила себя оторваться от мифов и легенд Древней Греции, которые ей нужно было прочесть к семинару по зарубежной литературе. В шесть она уже вышла в холодную темноту по направлению к вокзалу. Хорошенько запачкав свои новые джинсы, она за десять минут добралась до станции и уже стояла в очереди у кассы. Взяв билет, она вышла и стала с нетерпением дожидаться автобуса, потому что успела замёрзнуть. Две привокзальные кошки потёрлись о её ноги. У Наташи не было ничего с собой, поэтому она могла дать бедным животным лишь ласку.
*** В комате сестёр Рудаковых ещё темно, но Надя не спит. Спали ли сёстры вообще–никому неизвестно. –Восемь утра. Юляш, пора собираться. Юля оделась в своё платье, надев сверху лёгкую куртку–ноябрьские морозы её не пугали, да она и не мёрзла. Да, да, Юля ходила в платье и по корпусу. Декан давно оставил попытки убедить её одеваться иначе. Надя оделась в привычный строгий костюм, бросила ненавидящий взгляд на учебник фонетики, и сёстры вышли. После скандала с Арзамасцевым, ненависть к нему передалась и на его предмет. После Надиного выступления на его занятии, когда она доказала, что она и её согруппники не тупые и так далее, он даже не говорил с ней, не вызывал к доске, но от этого фонетику любить больше Надя не стала. К тому же ещё его брат будет преподавать им курс русской литературы. Если он так же относится к студентам, то она, Надежда Рудакова, не станет терпеть и покажет ему, на что способны студенты филфака. Да, Надя не очень-то жаловала курс русской фонетики, ибо считала, что в этом курсе много ненужного будущим учителям. К примеру, фраза, такты, знание, чем отличается ударение существительных от прилагательных. Зачем им это, ведь на практике детям это не надо знать, и в программе этого вообще нет?!! Зачем знать , что такое фонема, архифонема, если в школе это не изучают? А графический анализ слова вообще выбивал Надю из колеи. Скорее бы лексикология! Слово –вот от чего отталкивается вся лингвистика! А не ваши эти фонемы и иже с ними! Половина девятого, но в корпусе ещё темно. Сёстры подошли к расписанию. Так и есть: А.В.Арзамасцев–«История древнерусской литературы». Надя приготовилась к обороне на всякий случай. Мелькнул чёрно-синий блестящий бархат, и сёстры пропали в 22 аудитории. В восемь сорок прозвенел звонок, и к ним вошёл Александр Викторович Арзамасцев–легенда филологического факультета.